Готовность ведущих производителей автомобилей уже в ближайшем десятилетии представить на массовом автомобильном рынке полностью роботизированные решения, способные передвигаться по дорогам без помощи человека, указывает на ожидаемое изменение во всех сопровождающих автоиндустрию сферах.
В частности, в вопросе внешнего облика авто будущего, которым предстоит колесить по автомагистралям под управлением умной автоматики — если сегодня некоторые аспекты и ограничения для применяемой на авто тонировки требуют соблюдения актуальных для территории России нормативных актов, то впоследствии действие определяющих «границы дозволенного» документов попросту аннулируется. Речь идет о принятых для курсирующего по автодорогам РФ автотранспорта ограничениях в части уровня пропускания света для ветровых и лобового стекол автомобилей, вынуждающих сегодня использовать ограниченный ассортимент тонировочных покрытий. После фактического исчезновения из реестра профессий специализации «водитель», когда транспортное средство превратится в многофункционального робота на колесах без соответствующих органов ручного управления автомашиной, данные ограничения станут несостоятельными.
Как минимум, на это указывают тенденции, происходящие вокруг индустрии автомобилестроения — по планам автопроизводителей, авто будущего с роботом-водителем превратятся в своеобразные комнаты отдыха для пассажиров, перемещающиеся по дорогам кратчайшим маршрутом без участия человека. Простыми словами, салон роботизированного автомобиля — самоуправляемого средства передвижения, превратится в зону личного пользования для расположенных внутри людей. А первым желанием человека, находящегося внутри своего личного пространства, является стремление оградиться от окружающих непроницаемым барьером в виде стены. Если говорить об автотранспорте, то наилучшим решением такой задачи станет использование тонированных максимально доступным способом автомобильных стекол, позволяющих без каких-либо ограничений наблюдать за происходящим за пределами а/м, но оставаться невидимым для сторонних наблюдателей.
Нормативы ГОСТ для тонировки авто
В настоящее время действуют следующие правила нанесения тонировки на стекла автомобиля:
• светопропускание лобового стекла должно превышать 75%;
• показатель светопропускания для передних ветровых автостекол — от 70%;
• для лобового автостекла допускается нанесение полоски тонировки в верхней части толщиной до 14 см.
Таким образом, обладающие собственными машинами автовладельцы сегодня могут нанести тонировку на задние стекла автомобиля, руководствуясь лишь персональными предпочтениями и регулирующими этот вопрос положениями Правил дорожного движения и утвержденных правительством постановлений. Они указывают, что:
• нельзя применять зеркальную тонировку;
• тонирование расположенного сзади стекла а/м допускается только при наличии боковых зеркал заднего вида;
• нанесенная на авто тонировка не должна искажать восприятие находящимся за стеклом человеком основных цветов (белого, желтого, красного, зеленого и голубого).
Причина наличия последнего пункта в ограничениях на применение тонировочного покрытия — необходимость четко видеть указатели и другие дорожные знаки, являющиеся неотъемлемой частью актуальной редакции ПДД. В противном случае движение автотранспортного средства, водитель которого не может адекватно воспринимать окружающую обстановку и видеть происходящее снаружи с серьезными цветовыми искажениями, категорически запрещено.
Светлое будущее
Но всего через 10-15 лет, если верить прогнозам аналитиков и объявленным производителями автомашин планам на ближайшую перспективу, требования в отношении устанавливаемых на автомобиль стекол и их тонировки, то есть степени светопропускания для отдельно взятых элементов, перестанут быть актуальными. Роботизированный транспорт, движение которого регулируется установленным в машине техническим оборудованием и разработанным для автопилота программным обеспечением, не нуждается в «использовании» автостекол — помогающие искусственному интеллекту «видеть» окружение датчики, сенсоры и видеокамеры монтируются в другие элементы а/м. Например, в корпусе автомашины, в бампере и под капотом, где располагаются способные проникать сквозь предметы инфракрасные и другие подобные датчики и лидары.
В связи с этим интерес автолюбителей, а точнее владельцев самоуправляемых моделей будущего, вновь повернется в сторону тонирующих автостекла «в ноль» покрытий. Какими станут инструменты для нанесения тонировки на авто через несколько лет, пока остается лишь догадываться, однако серьезных изменений в этом направлении ждать не стоит. Как и сегодня, самыми привлекательными для автомобилистов останутся следующие виды тонирования:
• тонированные заводские стекла (со «встроенной» тонировкой);
• тонировочная пленка типа «Хамелеон».
А вот технологии нанесения тонировки на фары могут претерпеть некоторые изменения, включая внедрение жесткого регулирования использования тонировочных пленок и других атермальных покрытий на ходовых и габаритных огнях.