CarWorks

Мифы о тонировке: Частые остановки по требованиям сотрудников ГИБДД

Остановки по требованиям сотрудников ГИБДДСреди автомобилистов сегодня ходит множество всевозможных автомобильных баек и подпадающих под эту категорию историй, рассказывающих о нелегкой доле современного автовладельца, среди которых очень часто можно слышать трагические рассказы о судьбах владельцев авто с затемненными автостеклами. Типичный сценарий развития событий для решившего установить тонировку на стекла машины водителя — незамедлительная и выполненная с обязательным нарушением всех действующих в России законов и правил остановка транспортного средства оказавшимся на пути его следования инспектором Госавтоинспекции. По мнению российских автолюбителей, сотрудники дорожной полиции всегда и везде реагируют на увиденные в потоке машин затемненные стекла, тут же поднимая жезл в попытке остановить «нарушителя» в нарушение всех предписаний и обязательных для стражей правопорядка инструкций и федеральных законов.

Как на самом деле осуществляется работа инспекторов в отношении автовладельцев, нарушающих положения «Закона о тонировке», то есть пользующимся затемняющими автостекло покрытиями, химическими реагентами и другими обеспечивающими тонирование способами снижения показателя светопропускания? В действительности, добиться частых остановок по требованию представителя Госавтоинспекции на стационарных постах ГИБДД, где и осуществляются досмотры и проверки автотранспорта в штатном порядке, очень сложно, а порой и попросту не возможно. Почему? Давайте разбираться.

Требование об остановке

Согласно обновленному по сравнению с предыдущим документом — утвержденному и введенному в октябре 2017 года Приказу №644, в России появился специальный Административный регламент, регулирующий действия сотрудников дорожной полиции в отношении владельцев автотранспортных средств. Пункт №84 упомянутого Регламента четко устанавливает и регулирует на законодательном уровне причины остановки ТС, на основании которых инспектор вправе потребовать остановить движущуюся по дороге и за ее пределами машину. Среди таких причин, позволяющих произвести принудительную остановку авто с, как показалось полицейскому, не соответствующей ГОСТ атермальной тонировкой автостекол, есть лишь несколько оснований, очень косвенно позволяющих «придраться» к водителю. Вот они:

• для проверки документов на право пользования и управления ТС, сопроводительной документации на а/м и перевозимые грузы;

• для проверки документов водителя и находящихся в салоне людей, если существует подозрение на участие этих лиц в административном или уголовном преступлении, а также на их нахождение в региональном, федеральном или международном розыске;

• при нарушении Правил дорожного движения.

Редкие ситуации, когда например требуется привлечь проезжающего мимо водителя в качестве свидетеля или понятого, рассматривать нет необходимости — перечисленных выше причин достаточно для оценки потенциальной угрозы для владельца тонированной автомашины с точки зрения законных оснований для его проверки. Если до сих пор неясно, что из описанного выше следует, то конкретизируем — представитель закона не вправе останавливать автомобиль из-за тонировки стекол, по его субъективному мнению, выполненной в нарушение требований к процедуре затемнения. Исключения бывают только в случаях, когда полицейский не может назвать причину совершенной им остановки авто, однако водитель игнорирует нарушение инспектора по причине незнания соответствующих законов, и соглашается на законность основания для осуществления проверочных мероприятий в отношении его а/м.

Важно: Помните, что игнорировать продемонстрированное сотрудником полиции требование об остановке автотранспорта категорически нельзя. При этом отказ от озвучивания четкого и законного основания для этого освобождает владельца ТС от выполнения других требований стражей правопорядка.

Проверка тонировки

После остановки и предъявления обоснованного основания для дальнейших действий полиции инспектор может приступить к проверке режима светопропускания тонированных автостекол. Для этого полицейскому необходимо иметь при себе специальный прибор, предназначенный для проведения такой проверки, и получивший наименование «тауметр». В отсутствие прибора осуществить какие-либо замеры на соответствие тонирования предусмотренным соответствующим законом нормативам нельзя, о чем необходимо помнить решившим тонировать автомобиль водителям.

На этом трудности для инспектора Госавтоинспекции не заканчиваются — чтобы проверить тонировку на автостеклах, ему потребуется выполнить сложную процедуру замеров, обладая всем необходимым для организации данного мероприятия, и удостоверившись в соответствии внешних условий требуемым.

Инспектор обязан:

• удостовериться в соответствии погодных условий необходимым для замеров;

• предъявить по требованию водителя сопроводительные документы на используемый в замерах прибор (тауметр);

• подтвердить работоспособность тауметра (предъявлением Акта его проверки специальной комиссией);

• удостовериться в том, что прибор опломбирован и готов к работе;

• провести по три замера для каждого проверяемого стекла;

• составить соответствующий Акт проверки, в котором водитель должен поставить свою отметку о согласии или несогласии с результатами.

Таким образом, для проведения простенькой проверки стражу порядка на дорогах необходимо исполнить своеобразный «ритуал», требующий жесткого соблюдения предъявляемых законодательными актами требований, что резко снижает шансы оказаться в «лапах» стремящегося наказать автовладельца дорожного полицейского. Тем более, что на его желание выполнить задуманное оказывает сильное влияние еще один фактор — финансовый.

Размер штрафа

Сегодня штрафная выплата за несоблюдение требований «Закона о тонировке» составляет смешные 500 рублей, минимизируя риск подвергнуться тщательной проверке на посту ГИБДД. В ближайшее время размер штрафа планируется увеличить втрое, доведя выплату до 1500 рублей за первое нарушение, тогда как повторный и дальнейшие проступки владельца авто законодатели планируют карать более серьезным денежным взысканием. Штраф за повторное нарушение за тонировку может вырасти до 5000 рублей — соответствующий законопроект находится на рассмотрении нижней парламентской палаты, и вскоре будет рассмотрен в соответствующих думских комитетах. Когда это случится в действительности, сейчас остается только догадываться, поэтому говорить о денежных потерях для автолюбителя можно только в контексте актуального наказания — оплаты 500-рублевой купюрой или соответствующей выплатой со своей банковской карты либо счета.

Вывод

Исходя из описанных в материале нюансов, российский инспектор имеет очень слабые аргументы в попытке наказать водителя-нарушителя за неправильное тонирование автомобиля. Если говорить о самих аргументах, то инспектор ГИБДД:

• не всегда может иметь при себе тауметр (измерительный прибор) для проведения необходимых замеров;

• должен заранее позаботиться о прохождении сертификационных проверок прибора спецкомиссией;

• обязан всегда иметь при себе документы на тауметр (Сертификат соответствия);

• вынужден всегда следить за погодой и уровнем влажности при возникновении потребности в составлении административного протокола за несоответствие степени светопропускания указанным в Законе;

• должен обладать вескими основаниями для остановки а/м.

Все это представители дорожной Госавтоинспекции должны соблюдать всего за 500-рублевый штраф, который, руководствуясь действующими положениями Правил, автовладелец вправе «ополовинить», оплатив выписанную ему квитанцию в течение 20-дневного срока. Более того, опытные водители, однажды столкнувшись со штрафом за тонировку, продолжают возить с собой квитанцию, демонстрируя ее при всех последующих остановках полицейским с целью «отмазаться» от повторного наказания за уже совершенное правонарушение.

Таким образом, наказать сегодня автовладельца-нарушителя, принявшего решение тонировать автомобиль с нарушениями соответствующих Положений, инспектору крайне тяжело, что полностью «обнуляет» обсуждаемый миф о тонировке — остановок по требованиям сотрудников Госавтоинспекции на всех встречающихся по пути следования постах ГИБДД бояться водителям совершенно не стоит.