Самый противоречивый вопрос, продолжающий провоцировать бурные обсуждения и многочасовые рассуждения на профильных российских форумах и в среде заядлых автомобилистов — тема влияния современной тонировки на стеклах машины на здоровье пользующихся таким транспортным средством людей. Пока маркетологи и предлагающие услугу тонировки авто сервисы всячески рекламируют такую возможность, завлекая потребителей приятными и, к слову, достаточно многочисленными преимуществами технологии и последствиями ее применения, рассмотрение этого вопроса с медицинской стороны происходит незаметно для заинтересованных темой, оставаясь прерогативой коротких разговоров столкнувшихся с проблемами водителей со своими личными врачами и направляющими к конкретным специалистам терапевтами. Редкие попытки осветить этот вопрос с научной стороны, к которым прибегали пока только зарубежные ученые и технические специалисты с соответствующим образованием и доступом к хорошо оснащенным лабораториям, дают очень расплывчатые, а порой и неоднозначные ответы.
Как именно немногочисленные западные исследователи пытались определить, каким образом затемнение на стеклах авто влияет на здоровье водителя и расположившихся в салоне пассажиров, то есть чем опасна тонировка на автомобиле даже при условии соблюдения предписанных законодательными документами норм? Напомним, что в настоящее время для российских автомобилистов действуют жесткие правила тонирования автостекол, предполагающие необходимость соблюдения четких границ светопропускания при нанесении на них затемняющих элементов. Самым популярным инструментом для затемнения вследствие ценовых преимуществ и простоты установки продолжает оставаться тонировочное покрытие — атермальная пленка для стекла с нужным показателем светопропускания и определенными цветовыми и физическими характеристиками.
Как проводились исследования
Обратившись к западным источникам, можно выявить некоторую закономерность проведения малоизвестных исследований на тему возможных последствий тонировки авто для водителя и его действий в процессе управления транспортным средством.
Такие исследования:
• организовывались в форме опросов подобранных случайным образом автовладельцев;
• проводились с малыми фокусными группами без разбивки на возрастные, профессиональные и другие категории;
• опирались на теоретические выводы и научные предположения, основанные на «чистых» лабораторных условиях снятия замеров;
• основывались на разовых проверках предположений без подтверждения полученных результатов с течением времени.
Из этого следует, что проводились они больше «для галочки», что для Запада равносильно попытке получить грант на проведение исследовательской работы без необходимости получения определенного результата. При этом очень критическими и серьезно влияющими на итоговый результат в негативном ключе ошибками исследователей являются отсутствие:
• четкой дифференциации по возрастному, половому и другим признакам;
• повторных исследовательских замеров с привязкой к определенным погодным, дорожным и другим условиям;
• повторяемости результатов для разных групп испытуемых участников;
• сверки полученных данных для разных периодов времени.
Принимать во внимание такие результаты, полученные специалистами с очень большим количеством различных допущений и отклонений от стандартных процедур проведения исследовательских замеров, следует с большой осторожностью. Отсутствие четкой дифференциации между скоростью реагирования водителя на внешние раздражители во время езды по дороге в условиях «чистого» и затемненного с различными степенями светопропускания автомобильного стекла не позволяет получить конкретного ответа на вопрос о медицинских последствиях тонировки автомобиля для управляющего им человека.
Стоит учесть, что серьезное влияние на действия севшего за руль машины с тонированными стеклами человека также оказывают:
• погодные условия;
• дорожная обстановка;
• уровень освещенности;
• состояние водителя (физическое, эмоциональное и психологическое);
• скорость движения по автодороге;
• наличие/отсутствие дополнительных раздражителей (включенная при установке качественной автомобильной акустики громкая музыка, любящий поговорить пассажир и т.д.);
Большинство перечисленных факторов проводившие исследования ученые попросту проигнорировали, остановившись на простейших замерах линейных показателей.
Наилучший прогресс в научно-исследовательском направлении, который можно использовать для выводов о медицинском аспекте воздействия тонировки на авто и водителя в частности, достигнут в работах ученых из Австралии.
Выводы о безопасности тонировки
Выводы австралийцев позволяют в хорошем приближении оценить последствия тонировки на стеклах машины для разных групп автомобилистов. Руководствуясь результатами австралийских исследований о последствиях тонирования:
• снижение уровня светопропускания с 88% до 73% (ниже минимального ограничения для лобового стекла по российскому ГОСТу) уменьшает дистанцию обнаружения предметов/людей до 15%;
• использование тонировки ниже 63% для водителей пожилого возраста приводит к критическому ухудшению возможности по распознаванию предметов и людей (находящихся вдали в положении стоя);
• для молодых водителей критическим значением светопропускания для автостекол установлен уровень в 35%;
• тонированные боковые стекла ухудшают видимость смотрящих «сквозь» соседние машины водителей (два автостекла со светопропускаемостью 35% опускают этот показатель для находящегося в соседнем ряду автомобиля до 12%);
• видимость в темное время суток для тонированных сверх показателя в 70% автостекол резко ухудшается.
Таким образом, выводы ученых в настоящий момент однозначны — применение тонировки на авто для людей в пожилом возрасте независимо от водительского стажа и опыта вождения автотранспортом возможно только с очень серьезными ограничениями. Если говорить о границах дозволенного, эмпирическим способом ученые выявили следующие границы для стекол:
• для лобового до 70%;
• для передних боковых до 63% для пожилых и до 35% для молодых автолюбителей;
• 35% для задних автостекол.
Применение тонирования ниже этих показателей оказывает критическое влияние на способности человека к восприятию окружающей действительности, тем более что воспринимать окружение приходится на больших скоростях в процессе управления тяжелым и очень инертным транспортом.
Воздействие на зрение
Что касается вопроса воздействия тонировки на зрение водителя, что ученые попытались выяснить в рамках проведенных тестирований в лабораторных условиях, то четкого мнения в научном сообществе по этому поводу вместе с неоспоримыми доказательствами до сих пор не существует.
К текущему моменту можно констатировать следующие выводы отдельных групп ученых из разных стран и континентов:
• тонировка никак не воздействует на зрение (российский профессор Эскина Эрика Наумовна, главврач клиники «Сфера», имеет докторскую степень в сфере медицины);
• детализация объектов при взгляде сквозь тонированное стекло снижается до 22% (подтверждено множественными тестами на Западе);
• тонировка низкого качества способна спровоцировать зрительные искажения и необратимые последствия для глаз при продолжительной эксплуатации некачественной атермальной пленки (групповые тестирования в США);
• при частом переносе взгляда с лобового (со светопропускаемостью выше 70%) на заднее и боковые (с тонировкой до 35%) стекла зафиксированы нарушения зрения и уровня зрительного восприятия с одновременным уменьшением дистанции гарантированного обнаружения целей (на автодороге).
Ухудшение водительской видимости вследствие искаженного за счет применения тонировки изображения влечет за собой зафиксированное в идеальных по повторяемости тестах снижение скорости адаптации мозга к изменяемым условиям окружения. То есть водитель, смотрящий сквозь затонированные автостекла, намного медленнее реагирует на происходящее снаружи автомашины. Перенос этих выводов в реальную жизнь указывает на то, что управляющий тонированным автомобилем водитель медленнее реагирует на действия других участников движения, в том числе на появление на пути следования неожиданных и «живых» препятствий — пешеходов, велосипедистов и т.д. При этом реакция на окружение при движении в ночное и вечернее время у таких автомобилистов оказывается на критически низком уровне.
В дополнение к этому, пользующиеся привычной для российских реалий очень темной тонировкой на задних стеклах авто (5%) автомобилисты рискуют столкнуться с ощутимым ухудшением зрения при длительной эксплуатации такой тонировочной пленки. Однако фиксирующих такие изменения в зрительном восприятии научно-медицинских исследований, в том числе проведенных в близких к реальным условиях эксплуатации транспорта на автомобильных дорогах, на текущий момент не проведено.