Несмотря на кажущееся отсутствие четкого ответа на вопрос о негативном воздействии тонировки на глаза и зрение водителя, пока весьма немногочисленные исследования в этой области продолжают указывать на ряд возникающих при эксплуатации тонированных автостекол трудностей. Так, результаты некоторых исследований явно указывают на существенное уменьшение расстояния, на котором водитель в состоянии заметить расположенную на пути следования по дороге цель — стационарное препятствие, движущийся объект, потенциально угрожающий столкновением, и другие опасные с точки зрения безопасности движения предметы. Если верить данным ученых, проводивших специальные замеры с фокусными группами тестируемых людей разных возрастов, в определенных условиях дистанция обнаружения и распознавания потенциальной угрозы для транспортного средства и находящихся в нем пассажиров может сократиться на четверть. На фоне езды на большой скорости, ухудшившейся по причине погодных и дорожных условий видимости и других вероятностных факторов это способно спровоцировать дорожно-транспортное происшествие с критическим для здоровья, а то и вовсе летальным исходом.
Как следует тонировать стекла машины, чтобы максимально обезопасить себя и свое здоровье от негативного воздействия тонировки? Попробуем определить, какие варианты тонирования автостекол окажутся наиболее безопасными, а при сложении всех преимуществ еще и более дешевыми. Но сначала стоит вспомнить, чем для здоровья грозит неправильная тонировка автомобиля, выполненная с нарушениями и с применением некачественных тонировочных покрытий, за счет большой популярности интернет-торговли буквально «заполонивших» внутрироссийский рынок поставками извне.
Возраст здесь помеха
Опираясь на результаты пока очень малочисленных, но проведенных в соответствии с актуальными для научного сообщества требованиями в отношении лабораторных тестов исследований, сделаны конкретные выводы о безопасности затемненных стекол, а точнее определены условия снижения защищенности пассажиров и водителя при использовании тонировки на авто. Перечислим их:
• сильное затемнение ухудшает дальность обзора вплоть до величины 22%;
• тонировка боковых стекол при частых взглядах на расположенные по бокам зеркала заднего вида негативно влияет на зрение водителя;
• затемненные автостекла при плохой освещенности и погодных условиях резко ухудшают обзорность водителя;
• пожилые водители сильнее по сравнению с молодыми автолюбителями реагируют на затемнение стекол с точки зрения дальности обнаружения расположенных впереди препятствий и объектов.
Именно автомобилисты старшего возраста, нередко к этому времени приобретающие различные недуги и, что свойственно при возрастных изменениях, ухудшившееся по различным показателям зрение, наиболее сильно реагируют на использование затемняющего покрытия. Например, атермальной пленки с соответствующим показателем светопропускания, которое по применяемым по месту нахождения законам должно соответствовать определенным нормам. Для России они следующие:
• 75% для лобового;
• 70% для передних боковых;
• не ограничивается при тонировке задних стекол.
Тонированные до минимальных значений светопропускания задние автостекла, практически не пропускающие солнечный свет, очень популярны среди российской молодежи с водительскими правами, что также применимо и к молодым водителям в других странах мира. В первую очередь, расположенных в южном полушарии планеты, то есть отличающихся значительным преобладанием солнечных дней в году в сравнении с холодной и не всегда гостеприимной Россией.
Получается, что тонировать авто автовладельцам пожилого возраста, если они планируют передвигаться по дорогам в любое время суток — и ярким солнечным днем, и темной зимней либо летней ночью, категорически не рекомендуется. Для всех остальных ситуаций, если севший за рулевое управление водитель принадлежит к категории молодых людей и автомобилистов среднего возраста, действует описанный подробно ниже свод правил в отношении тонировки.
Правила тонировки для максимальной безопасности
Чтобы избежать проблем с безопасностью и здоровьем, тонировка стекол авто должна осуществляться по определенным правилам.
1. Использовать только качественную и прошедшую сертификацию атермальную пленку.
Сертифицированная тонировочная пленка, при производстве которой использовались только соответствующие требованиям безопасности химические составы, поможет избежать зрительных искажений и негативного воздействия на зрение водителя при продолжительной эксплуатации. Уходящая в различные оттенки тонировка — типа «хамелеон», обладающая желтым цветом или ярко-синим свечением, способна привести к существенному ухудшению зрительной функции организма человека, что неоднократно подтверждалось различными исследованиями и тестовыми замерами. Говорить о полной потере зрения в таких случаях нельзя, иначе тонировочные покрытия были бы в списке запрещенных во всех странах мира, при этом неприятные последствия от использования некачественных и не соответствующих сертифицированным показателям пленок зафиксированы в научных работах в разных частях света.
2. Не пользоваться тонировкой с максимальным затемнением.
Это предусматривает отказ от применения тонирования свыше предусмотренных правилами значений для передних, и более 35% для задних стекол авто — тонировка с превышением этого показателя (со светопропускаемостью ниже этой цифры) способна привести к многократному уменьшению дистанции визуального обнаружения предметов и других участников автомобильного движения.
3. Отказаться от дизайнерски привлекательных и внешне красивых, но опасных для здоровья цветных тонировочных покрытий.
Пленка со всевозможными оттенками цветов — голубого, зеленого, желтого, оранжевого и т.д., потенциально опасна с медицинской точки зрения. Происходящее при прохождении сквозь такую пленку лучей света преломление резко ухудшает контрастность и четкость восприятия окружения, когда расположенные вне машины объекты видятся нечеткими, расплывчатыми и с измененными очертаниями и формами. В ситуации движения на большой скорости, когда на принятие решения у севшего за руль автолюбителя есть только доли секунды, неверное определение расстояния до препятствия, его размеров и вектора перемещения сулят крупными неприятностями — опасным во всех отношениях столкновением с возможными жертвами. Любой транспорт на колесах, даже если это городской автомобиль с небольшими размерами, является многотонной угрозой для всего встречающегося на его пути.
Резюмируя перечисленное, можно вывести простейший алгоритм действий рассчитывающего тонировать стекла на машине автовладельца, для которого тонировка авто должна оставаться безопасной во всех отношениях.
Чтобы избежать проблем, тонировать стекла на автомобиле необходимо:
• строго в рамках действующего ГОСТа на тонировку;
• руками опытных профессионалов в условиях хорошо оснащенных автомобильных мастерских;
• прошедшей сертификацию и разрешенной для продажи и использования в РФ атермальной пленкой;
• только при отсутствии малейших проблем со зрением и зрительным восприятием.
Дополнительная рекомендация для водителей старшего возраста: если существует малейшая угроза замедленной реакции на потенциальную опасность во время передвижения по автомагистрали на огромной скорости, что вполне естественно для достигших определенного пожилых людей, следует полностью отказаться от возможности тонировать стекла авто — тонировка автомобиля в этом случае может стать причиной различных неприятностей, способных оказать очень негативное воздействие на здоровье пассажиров и семейный бюджет владельца автотранспортного средства.