8 (499) 391-18-44

carworks@mail.ru

Генерала Антонова 7

г. Москва, Коньково

09:00 - 20:00

без выходных

Прочность стекла и тонировка: Практика против теории

 Статьи    

Разбитое тонированное стеколЧастый вопрос, которым задаются автовладельцы перед наступлением лета при общении с такими же автолюбителями в курилках и дружеских компаниях — какое влияние оказывает на стекло тонировка, а точнее тонировочная пленка, наклеенная на автостекло в соответствии с технологией. Предмет обсуждения — последствия оклейки тонировкой стекол автомобиля, у которых, если верить некоторым источникам, серьезно улучшается показатель прочности, что дополняет ожидаемый эффект затемнения всего салона. Происходит ли это в действительности, попробуем выяснить через изучение теории и анализ практики тонирования автостекол в специализированных автосервисах.

Первым делом стоит проверить теорию, в чем поможет ознакомление с технологией изготовления сверхпрочных и бронированных стекол для спецтранспорта и бронетехники, активно эксплуатируемых как в военных, так и в гражданских целях. Знакомство с технологическими нюансами производства бронированных автостекол поможет в поисках ответов на обсуждаемый и вытекающие из него вопросы.

Как стекло делают прочным

Существует несколько промышленных способов упрочнения (повышения прочности) стекол, включая автомобильные как требующие повышенные прочностные показатели в целях безопасности находящихся в салоне водителя и сопровождающих его в поездке пассажиров.

Стекло упрочняют:

  • термической обработкой (так называемый способ закалки, когда материал прокаливается при стекловании под воздействием жара с температурой 620-650°C с последующим охлаждением с помощью масла или под воздушным потоком равномерно с обеих сторон);
  • химически (стекло травится с использованием «табличных» соединений, например плавиковой кислотой, одновременно ликвидируя ухудшающие прозрачность материала дефекты, в том числе поверхностные наросты и наплывы);
  • термохимически (одновременное воздействие температуры и специальных жидкостей — термическая закалка с травлением в подогретых до нужной температуры кремнийорганических соединениях с обязательной обработкой поверхности стекла расплавами солей калия либо лития и применение комбинированных методов упрочнения).

Существует и упрощенный способ закалки стекла — ионообменный, когда заряженные частицы лития и натрия замещаются под воздействием химически активного соединения ионами калия. Он применяется в автомобильной промышленности при производстве колпаков фар и приборных панелей с прозрачными вставками, а также других компонентов машин, где не требуется высокая прочность стекла. Последняя повышается в 3-11 раз в зависимости от выбранного метода — наибольший эффект достигается при использовании метода травления в высокотемпературной среде.

Если погружаться в вопрос более детально, можно узнать о десятках различных вариантов и вариаций упомянутых здесь способов закалки автостекла, имеющих собственные отличительные особенности и уникальные характеристики. Но есть и отличие — все они выполняются по похожим принципам с применением других материалов и активных веществ, что объясняется применением видоизмененных и усовершенствованных технологических процессов.

Триплекс

Альтернативный и очень популярный в автопроме вариант изготовления высокопрочного автостекла — многослойное ламинированное стекло триплекс, обычно состоящее из нескольких, чаще всего трех слоев. «Бутерброд» формируется из двух внешних слоев различного стекла, между которыми находится специальная пленка с двухсторонней клеевой основой или, что дороже в производстве, но практичнее и прочнее, прозрачный полимер. Полимерная вставка может заливаться вместе с обеспечивающими дополнительное удобство автомобилистам «проставками» — системой подогрева, электронную тонировку (изготавливается только заводским способом и стоит крайне дорого по причине дороговизны материалов и самого процесса производства такого стекольного «сэндвича») и т.д.

Чаще всего в триплексе используется пленка, а отличаются только стекла. При пайке триплекса используются следующие виды стекол:

  • обычные;
  • усиленные (закаленные, ударопрочные);
  • бронированные.

В зависимости от типа стекла изменяется и конечная стоимость изделия — разница между самым дешевым автомобильным триплексом и его бронированным вариантом достигает от нескольких до десятков раз. Визуально отличить одно от другого легко — толщина обычного триплекс-стекла составляет 4-6 мм, а его усиленные упрочненные модификации уже 7-12 миллиметров. Бронебойные, используемые в военной и инкассаторской технике, еще толще, достигая толщины до 40-45 мм для вариантов с усиленным бронированием и защитой от стандартной пули 7.62. В потребительском сегменте встречаются только самые дешевые модификации триплексов, обеспечивающие улучшенную в сравнении с обычным автостеклом прочность, в том числе на изгиб и ударопрочность при столкновении, а также хороший показатель безопасности за счет снижения количества разлетающихся при разбивании осколков. Именно этот нюанс становится актуальным при тонировании стекол авто привычным для большинства автовладельцев способов — путем наклеивания затемняющей атермальной пленки. Знания об особенностях изготовления и эксплуатации триплекса помогают еще в одном серьезном деле — при ремонте лобового стекла от сколов и трещин, серьезно снижающих прочность очень важной в а/м детали.

Прочность тонированного стекла: Теория

Погружение в теорию прочности стекла с тонировкой после поклейки тонировочной пленки будет очень коротким, так как теоретическая часть практически полностью освещена в рассказе о триплексе, отличающемся повышенной ударопрочностью и защитой пассажиров. Фактически тонированное автостекло является «половинкой» триплекса, повышая следующие показатели стекла на автомобиле за счет наклеенной атермальной пленки:

  • ударопрочность (полимерная пленка поглощает часть ударной силы и смягчает механическое воздействие на хрупкий материал);
  • прочность на изгиб (воздействие на слом для изогнутого стекла уменьшается);
  • останавливающее действие (пленка способна остановить проникновение внутрь а/м различных предметов (вылетевший из-под колес встречного транспорта камень и т.д.));
  • безопасность (следствие улучшенного останавливающего эффекта и прочности атермального покрытия, дополненные хорошо скрепляющей осколки клеевой основой тонировки).

Прочность стекла после тонировки: Практика

Практическая часть о последствиях выполненного качественно тонирования автостекол является основой деятельности наших Мастерских: тонировка стекол на автомобиле — одна из наиболее востребованных процедур среди обращающихся к нам автомобилистов. Причин популярности тонировки много:

  • уменьшение нагрузки на глаза;
  • защита от ультрафиолета;
  • эффективная защита от воров;
  • дополнительная защита стекла от ударов и пассажиров с водителями от осколков.

Практические испытания и опыт эксплуатации тонированных машин подтверждают высокую эффективность и практичность тонировки как защитного и повышающего прочность автостекла средства с очень низкой стоимостью — цена на услугу тонирования и тонировочную пленку значительно ниже, чем потенциальные финансовые потери при езде по дорогам без них. Разбить подвергнутое тонировке стекло труднее, как и разглядеть «внутренности» салона извне, что способствует сохранности оставленных в тонированном авто вещей, то есть серьезно уменьшает риск кражи и улучшает показатель безопасности. Вскрывать тонированную машину, если не видно чего-то, что можно украсть, злоумышленник будет лишь в одном случае из 100.

Повышающий прочность автостекла эффект от тонирования пленкой используется и при защите фар: бронирование колпаков ходовых огней помогает:

  • выправить световой пучок;
  • продлить срок службы фар (колпаков);
  • продлить время эксплуатации полированных фар;
  • повысить эстетику и улучшить внешний облик а/м.

Перед тонированием рекомендуется отполировать фары в Автомастерских — идеальная светопроводимость и профессионально отрегулированный свет являются залогом безопасного и безаварийного вождения по автомобильным магистралям в темное и ночное время. Как и выполненная руками опытных специалистов тонировка в соответствии с требованиями ГОСТ, что обезопасит не только от серьезно угрожающих жизни неприятностей, но и сохранит семейные накопления автовладельца. «Гостовская» тонировка поможет избежать выплаты штрафов за не соответствующее Правилам Дорожного Движения затемнение автостекол, повысив при этом комфорт от вождения машиной до максимального уровня даже очень жарким и солнечным летом.