Какие правовые документы и законодательные акты сегодня регулируют и описывают процедуру тонирования автомобильных стекол, запрещая или разрешая тонировку на авто в определенных текстами документов пределах? Перечислим ключевые статьи, регулирующие этот вопрос с точки зрения законодательства Российской Федерации, с кратким описанием и тезисным определением их содержимого для лучшего понимания ситуации с тонированными автостеклами планирующими выполнить такую процедуру автомобилистами.
Внимание: Запланированные к рассмотрению и находящиеся на обсуждении в правительстве и Государственной думе проекты законов о тонировке автомобиля опубликованы для ознакомления ниже, во второй части материала.
Самый главный ГОСТ
Ключевой бумажный регламент, устанавливающий правила тонирования стекол на авто — документ по стандартизации параметров, получивший наименование ГОСТ 32565-2013 и утвержденный в окончательной редакции в 2015 году. Пришел на замену устаревшему ГОСТ 5727-88, регулировавшему вопрос остекления грузового, пассажирского и легкового колесного транспорта до появления обсуждаемого документа. Им руководствуются:
- сотрудники Госавтоинспекции при организации проверок;
- работники автосервисов при выборе и нанесении атермальной пленки;
- автовладельцы при самостоятельном тонировании машины.
Актуальный на момент публикации этого материала ГОСТ устанавливает четкие границы допустимых значений светопропускания* для всех установленных на авто стекол.
Так, согласно регулирующему применение тонировки ГОСТ 32565-2013 можно тонировать авто со следующими ограничениями по светопропускаемости:
- до 75% для лобового;
- до 70% для передних ветровых;
- без ограничений для задней тонировки.
Документом запрещается применение зеркальной тонировки, которая несет опасность ослепления других водителей в различных погодных и дорожных условиях, особенно в темное время суток, когда для безопасного движения по дорогам включаются габаритные и ходовые огни в режиме «дальний свет». Отраженный от зеркально затонированных поверхностей естественный и искусственный свет (в особенности присущий качественным ксеноновым фарам “дальнобойный” ярко-белый) способен ослепить севших за управление водителей, и тем самым повлечь непоправимые последствия в виде образования ДТП (дорожно-транспортного происшествия) с угрозой нанесения повреждений различной степени тяжести находящимся в а/м людям и непосредственно ставшим участниками аварии транспортным средствам.
*Коэффициент светопропускания — применяемая для определения допустимых пределов использования физическая величина, устанавливающая показатель прошедшего через стекло потока излучения по отношению к упавшему на его поверхность. Для удобства измерений фиксируется в процентном соотношении.
Выбор при установке и замене автостекла на машине на уже тонированное с завода атермальное стекло следует осуществлять с «оглядкой» на регулирующий остекление автомобилей ГОСТ 32565-2013. Отклонение коэффициента светопропускания от установленных Законом о тонировке «эталонных» в меньшую сторону, что означает ухудшение светопропускаемости по сравнению с допустимой, является административным правонарушением, и карается штрафом, размер которого устанавливается отдельно и содержится в КоАП.
Проверка светопропускаемости
Замер коэффициента светопропускания производится с применением специализированного оборудования при выполнении определенных требований. Так, замер светопропускаемости автомобильных стекол требуется осуществлять только:
- на стационарных постах ГИБДД (оборудованных соответствующим образом);
- при наличии специального сертифицированного прибора;
- при указанных в Инструкции к прибору климатических и погодных условиях;
- как минимум в трех равноудаленных местах проверяемого автостекла (для протокола берется усредненный показатель);
- при наличии исключающей вмешательство в конструкцию пломбы на измерительном оборудовании.
Необходимый для осуществления замеров измерительный прибор называется тауметр. Его использование для снятия замеров допускается при следующих условиях окружающей место проведения проверки среды:
- при t окружающей среды +25°С с допускаемым изменением ±2°С;
- при атмосферном давлении от 730 до 790 мм рт. ст.;
- при влажности воздуха 65±20%.
Любое отклонение от указанных показателей обнуляет полученные результаты, то есть запрещает использовать их для определения и установления вины автовладельца. Остановленный по требованию сотрудника дорожной полиции водитель вправе потребовать предъявить:
- Сертификат соответствия на прибор для замеров (тауметр);
- Акт с результатами последней проверки прибора на соответствие получаемых значений установленным Сертификатом;
- Показания измерительных инструментов для установления температуры, атм. давления и уровня влажности окружающего воздуха на момент снятия проверочных замеров.
Напоминаем, что полицейский обязан озвучить причину остановки ТС, которая должна быть законной и подтверждаться выдержками из ПДД и/или утвержденных МВД и другими органами правоохранительной системы Приказов о проведении специальных мероприятий.
Результаты выполненных с явными нарушениями замеров, если выписанное сотрудником ГИБДД постановление о наложении административного наказания составлено и вручено владельцу а/м, последний вправе оспорить в рамках установленной законом процедуры. Для фиксации нарушений представителем полиции потребуется привлечение двух и более свидетелей, и составление описывающего неправомерные действия полицейского письменного Акта.
Ответственность за нарушения: КоАП и штрафы
Административную ответственность за совершаемые водителем правовые нарушения устанавливает Кодекс об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), с помощью которого регулируются размеры штрафных выплат за совершенные деяния.
Так, за нарушение Закона о тонировке предусмотрен штраф в размере 500 рублей за единоразовое правонарушение.
Законодательное несовершенство регулирующих эту сферу законных и подзаконных актов позволяет эксплуатацию авто с тонировкой, которая нанесена с превышением установленных законом значений светопропускания, даже после фиксации нарушения, что объясняется отсутствием четких сроков на его устранение. Однако злоупотреблять существующими сегодня «дырами» в законах не рекомендуется, так как повышенное внимание со стороны стражей правопорядка может привести к фиксации других нарушений, сопровождаемой составлением административных протоколов с наложением неприятных штрафов.
Проекты новых и обновленных Законов о тонировке
На текущий момент существует несколько законопроектов, направленных на рассмотрение в нижнюю парламентскую палату для предварительного рассмотрения и последующего обсуждения. Подавляющее большинство проектов нового Закона о тонировке предусматривает:
- ужесточение наказания за не соответствующее ГОСТу тонирование (при превышении допустимых коэффициентов);
- увеличение размера штрафа за повторное нарушение;
- уменьшение допустимого для тонировки на передних стеклах авто показателя светопропускаемости.
В 2019-2020 годах ожидается:
- увеличение штрафа за первое зафиксированное нарушение до 1500 (2000) рублей;
- установление увеличенного штрафа за повторное (произошедшее в течение года после первого) и последующие нарушения требований к тонировке в размере 5000 рублей.
Также рядом фракций российского парламента разработаны законопроекты, направленные на упразднение штрафа за неправильную тонировку — закон в существующей редакции некоторые законотворцы видят недейственным, то есть неработающим, так как статистика указывает на продолжающееся увеличение количества тонированных с нарушениями автомобилей. С точки зрения парламентариев, свою ключевую задачу — профилактику правонарушений, такой документ не выполняет, поэтому подлежит скорейшему упразднению, а на его место предполагается разработать и внести на рассмотрение Госдумы видоизмененный и актуализированный в новой редакции Закон о тонировке. Когда это случится, пока остается неизвестным.
Информация о внесении изменений и/или выработке нового ГОСТ для применяемого на автомашинах остеклении в настоящее время отсутствует, что позволяет говорить о долгосрочном действии актуальной редакции документа №32565-2013.