CarWorks

Автозапуск по подписке: Риски от нововведений для автовладельцев в России

автозапуск с приложенияСовсем недавно автомобильное сообщество всколыхнула новость о предстоящих изменениях в политике предоставления услуг автовладельцам со стороны крупнейшего автопроизводителя — компании Toyota, заявившей об ожидаемом превращении функции удаленного запуска двигателя в предоставляемую в качестве дополнительной платную услугу. Если сейчас в автомобилях с таким функционалом старт двигателя с брелока остается бесплатным и доступным каждому желающему, в том числе как дополнительная услуга по установке сигнализации с автозапуском в конфигурациях без нее, то уже скоро за повышенное удобство водителям придется доплачивать. Доплата предполагается на подписной основе с ежемесячными или ежегодными платежами. Сообщается, что включение услуги автозапуска мотора в машине будет происходить на условиях платной подписки — похожим способом другой крупный автопроизводитель из США, компания Tesla, распространяет функцию автопилотирования (есть ограничения), предлагая ее автовладельцам за дополнительную плату с ограниченным временем активации. Формула проста — пока подписка активна, пользоваться удобным в условиях автомобильных пробок функционалом удастся без ограничений, однако после исчерпания денег на счете автопилот полностью блокируется до следующего платежа.

Эта новость подняла очень серьезную и крайне важную для автовладельцев проблему — расширение технических возможностей компаний-производителей автотранспортных средств по удаленному контролю и блокировке различных функций в выпускаемой продукции, прямо или косвенно влияющих на комфорт и удобство управления ТС в различных дорожных условиях. Оценим, насколько негативной окажется перспектива удаленного контроля и одностороннего отключения важных функциональных блоков в авто со стороны производителя для владельцев дорогостоящей колесной продукции, ежегодно продолжающей существенно дорожать на фоне охватившего мировую экономику дефицита электронных и других компонентов. Информационно-справочный материал подготовлен специально для сайта Автомастерских CarWorks*.

*Справка: В Мастерских можно быстро, качественно и недорого заказать тонировку стеколустановить парктроник, включая радары с задней видеокамеройзаменить лобовое автостеклоотполировать кузов и купить монтаж автозвука в салоне.

Подписка на автозапуск двигателя: Будущее или утопия

Узнаем, какими техническими подробностями может похвастаться используемая японцами технология, — это поможет оценить перспективы ее внедрения и потенциальные возможности по обходу запланированных автопроизводителями ограничений. Важно понимать, что рассматриваемые технологические новшества вскоре после внедрения и демонстрации очевидных преимуществ для изготовителя заинтересуют и других игроков огромного мирового автомобильного рынка. Похожим образом началась мировая экспансия электромобилей, толчком для которой послужил запуск в серию ранее никому неизвестных а/м Tesla — сегодня о готовности полностью перейти на «электрические рельсы» заявили все крупнейшие компании-производители автомашин различных классов, в том числе выпускающие многотонные грузовики и спецтранспорт западноевропейские компании.

Технические особенности «подписного» автозапуска

Как технически производители машин планируют реализовать описываемый режим включения двигательной установки а/м посредством подписки на систему автозапуска? Для понимания работы такого функционала необходимо вспомнить, как в современных автомобилях работает бортовой компьютер и обслуживаемые им системы — мультимедийный центр, кондиционер или климат-контроль, задняя камера (для встроенного парктроника), обогрев сидений и т.д. Запуск и отключение каждого устройства, подключенного к бортовому компьютеру, кроме механического способа включения/выключения управляется посредством электронной начинки автомобильного «мозга» — блока управления. Проще, — активация и деактивация различных компонентов а/м осуществляется по определенным алгоритмам программного обеспечения управляющего блока, которому задаются условия для запуска нужных программ при возникновении заданных внешних признаков. Например, при срабатывании датчика дождя автоматически включаются дворники, а при проскальзывании колес на дорожном полотне во время торможения в гололед активируется система ABS.

В случае с системой автоматического старта двигателя японский производитель внес программные изменения в прошивку брелока, когда при удаленном пуске мотора любым из доступных способов проверяется наличие специальной подписки на сервисы фирмы-производителя, и только после получения положительного ответа сервера водителю удается добиться необходимого результата. Осуществляет проверку аппаратный коммуникационный модуль, связывающийся с базами данных японского автоконцерна средствами мобильной связи 4G (для современных а/м) и 5G (новейших и будущих моделей). При отсутствии связи, вопреки ожиданиям автолюбителей, система считает, что требуемой подписки нет, и отклоняет запрос на запуск двигательной установки для прогрева в зимние холода или подготовки к предстоящей поездке.

Напомним, что в современных моделях линейки Toyota можно удаленно запустить мотор:

  • с помощью мобильного приложения;
  • через голосового ассистента со смартфона или планшета;
  • с брелока (ключа).

Ответственное устройство за работу перечисленных выше функций — DCM (Data Communication Module), внедренное для повышения удобства водителя и упрощения разработки новых моделей машин. Вместо полной переделки существующих блоков управления различными узлами и компонентами а/м удалось снизить издержки при производстве и разработке авто путем добавления отдельного «управляющего устройства» с телекоммуникационными возможностями, отвечающего за удаленный доступ, запуск и блокировку различных узлов и служб автомобиля. Добавление миниатюрного коммуникационного устройства в машину, напичканную тысячами электронных компонентов, обходится дешевле и отнимает меньше времени инженеров, чем полная перекомпоновка крайне сложного сегодня в сборке и настройке современного авто.

Реализация компанией Toyota функции автоматического запуска двигателя удаленным способом через блок DCM, руководствуясь тезисами прозвучавшего в ответ на массовые возмущения автолюбителей в Европе и США заявления ее представителя, является вынужденной и временной мерой. Если верить комментариям представителей компании-разработчика, в текущем исполнении технологии автозапуска интеграция сервиса онлайн-доступа к функционалу бортовой системы автомобиля невозможна без внесения технических изменений либо полного перепрограммирования начинки «умного мозга» а/м, то есть является известной инженерам проблемой, требующей скорейшего решения. Сообщается, что впоследствии система запуска мотора с ключа будет технически отделена от работы блока DCM, сейчас проверяющего наличие оплаченной подписки на дополнительные сервисы компании Тойота при каждой попытке запустить движок для его предварительного прогрева перед выездом. Владельцы японских иномарок сообщают, что первые вестник нововведений появились уже несколько лет назад — включающий «подписочную» активацию двигателя с ключа-брелока пакет опций Toyota Remote Connect получил ограничения по продолжительности действия в 2018 году.

Известно, что обещанные изменения получили ограничения не только по времени, но и затрагивают очень ограниченный модельный ряд восточного автоконцерна. Сообщается, что перечисленные ограничения затрагивают машины выпуска не старше 2018 года, при этом появился функционал только в моделях с предустановленной аудио-подготовкой Premium Plus в комплектации XSE. Впоследствии ожидается расширение списка моделей, попадающих под действие программы, что гарантирует большее в сравнении с сегодняшним покрытие продукции компании на рынке, включая преобладающие в российском сегменте бюджетные модификации а/м. Когда это произойдет, не сообщается, но стоит рассчитывать на быстрые сроки реализации изменений — производитель заинтересован в наращивании добавленной стоимости за счет «бесплатных» с производственной точки зрения функций и сервисов.

Справка: На данный момент автопроизводитель сообщил, что откладывает заявленные изменения в процедуре предоставления подписных услуг на неограниченный срок, что стало следствием активной критики со стороны автовладельцев, однако вскоре японцы намерены представить «улучшенный вариант» подписки на услугу автозапуска двигателя автомобиля, который будет «соответствовать всем законодательным требованиям и запросам потребителей».

Лучшее — из мира IT

Для полного понимания происходящего в автопроме стоит обратиться в сторону IT-рынка, где аналогичные изменения произошли десятилетие назад. Если раньше для обладания программным продуктом на условиях пожизненного владения требовалось его купить как товар в обычном магазине, например, для установки на домашнем ПК офисного пакета программ для работы с документами, то сегодня сделать это практически невозможно. Так называемые «коробочные» версии программных решений почти полностью исчезли с потребительского рынка и из корпоративного сегмента, уступив позиции подпискам. Современный пользователь таких программ приобретает право на использование продукта на определенный срок — от одного месяца до года и нескольких лет. Таким образом, в автомобильном секторе экономики ожидается полная «калька» с произошедшего с программами — автовладельцы смогут пользоваться лучшими техническими решениями и технологическими новшествами, которые внедряются в автомашины производителями, только на условиях платной подписки, вынужденно оплачивая это право на непрекращающейся основе. Захотел установить в авто автозапуск с брелка, что зимой для России становится лучшим во всех отношениях решением, — заплати автоконцерну за право получить такую возможность, а затем перечисляй за услугу деньги по подписке ежемесячно.

С учетом продолжительности обычной для российских условий зимы, длящейся от 90 до 120 дней, то есть до 4-х календарных месяцев, можно предположить, что для россиян подписка на систему автозапуска в японских а/м кажется выгодным приобретением, ведь платить за услугу придется только в холодный зимний период. Однако рассчитывать на щедрость автопроизводителя, отлично понимающего особенности нашего рынка и изучившего заранее климатические условия в разных регионах страны, категорически нельзя — если и будет предложен вариант краткосрочной подписки только на зимний период, когда запуск автомобиля удаленно для прогрева мотора и подогрева салона выгоден и удобен автовладельцам, то его стоимость по сравнению с полным годовым тарифом вряд ли будет отличаться в меньшую сторону.

И вот немецкий производитель автомашин ответил на вопрос о потенциальных выгодах для конечных автовладельцев при использовании подписных сервисов и услуг от автоконцернов при покупке машины — с этого года для некоторых а/м BMW можно купить подогрев сидений по подписке с помесячной оплатой. Ее стоимость составляет 18 долларов в месяц при пересчете с местной валюты — данное предложение появилось в прайс-листах концерна на внутреннем рынке в Южной Корее, а вскоре его увидят и покупатели из других регионов мира. Также предлагается оплатить подогрев передних сидений в салоне авто на более длительный период, например на 1 или 3 года сразу. В первом варианте это обойдется примерно в $180, а во втором — уже в $285. Опциональный вариант для автомобилиста — оплатить пожизненное «владение» обогревом за приблизительно $400. Если сравнить такую доплату со стоимостью добавления соответствующей опции в докризисные времена в автосалонах немецкого автомобильного бренда, то ее цена сопоставима со включением подогрева в оснащение машины при заказе новой. Получать сверхприбыли производитель планирует только с водителей, рассчитывающих обходиться помесячной или погодовой оплатой подписки, тогда как привыкшие покупать все и сразу автолюбители ничего не выиграют, но и не потеряют в деньгах.

Другая аналогия, почти полностью совпадающая с предпринятым японцами шагом в отношении новинок Toyota — реализация американской Tesla первых массовых электромобилей под одноименным брендом, в которых функция автоматического управления движением а/м — автопилот, реализуется как платная дополнительная услуга по подписке. Пользоваться системой автопилотирования владельцы электрокаров могут только после оплаты ежемесячного взноса, размер которого сейчас составляет 199 долларов, при этом владельцы средства передвижения с электромотором должны заплатить за установку комплекта автопилота. Стоимость установки оборудования для автоматического управления машиной в 2022 году составляет 12 тысяч долларов, что превращает готовность корпорации Tesla дополнительно брать деньги за доступ к этому функционалу в стремление к наибольшему обогащению. А из-за отсутствия сезонности потребления такой услуги, когда подогрев автокресел и автоматический запуск двигателя для прогрева применяются только зимой, платить владельцам «Тесл» за комфортабельную услугу придется круглый год.

Получается, что продавцам авто понравилась давно опробованная и активно применяемая в IT-индустрии идея применения подписок на реализуемые на рынке услуги и отдельные категории товаров, что, в свою очередь является почти полной калькой с ипотечного кредитования и товарной рассрочки, когда потребитель оплачивает приобретение частями за согласованный сторонами срок. Однако в случае с автомобилями от Toyota и американского концерна Tesla подписка не позволяет полностью выкупить услугу для бесконтрольного и неограниченного по времени использования — владельцу а/м предлагается постоянно оплачивать опцию по мере необходимости в ней для комфортабельной и беспроблемной езды.

При этом, несмотря на примененные в отношении нашего рынка ограничения со стороны ведущих стран-производителей автомобилей и другой сложной электроники и оборудования, ожидается скорейшее появление аналогичных предложений с необходимостью помесячной оплаты услуг и в России, к чему российским автовладельцам стоит подготовиться заранее. Речь идет только о новых а/м, приобретаемых в автомобильных салонах официальных дилеров, при этом в прошлогодних и устаревших моделях применение неприятных для россиян нововведений пока не ожидается.